Городские дома.
Из-за недостатка места в городах или небольших местечках строителям приходилось строить здания в несколько этажей. Однако в античную эпоху многоэтажные постройки можно было встретить только в самом Риме, в провинциальных городах его примеру практически не следовали.
В Помпеях . например, практически все дома были одноэтажными; на античных картинах мы также не видим подобных строений.
Зато уже в эпоху Меровингов городские дома строились высотой в два и больше этажей; эти многоэтажные постройки упоминаются в произведениях многих авторов, также скульптурные и живописные произведения представляют их чаще в форме башен или высоких павильонов, чем как дома, расположенные рядом друг с другом.
Например, у Григория Турского читаем: «Став епископом, Приск приказал, чтобы надстроили этажи в епископском доме ». «Герцог Беполен сидел за столом в трехэтажном доме, когда пол обрушился » На севере Франции сохранилось множество фрагментов домов эпохи Меровингов, где обычно внизу был каменный подвал, а над ним деревянные конструкции; периметр здания был небольшим, поэтому жилые помещения приходилось строить одно над другим.
В соответствии с таким планом и были построены дома, копии которых мы приводим.
Огюст Тьерри в книге «Письма об истории Франции», рассказывая о стадиях становления коммуны в Везле, упоминает стремление свободных горожан подчеркнуть свою независимость.
«Каждый в меру своей состоятельности, они возводили вокруг домов зубчатые стены.
Один из них, наиболее представительный, избрал основанием для своего дома фундамент мощной квадратной башни ». На гобелене из Байе мы видим сцену, где Гарольд и его спутники пиршествуют в одном из домов во время их пути через Нормандию.
Пиршественный зал расположен на втором этаже в доме, где первый этаж выстроен в виде аркады; широкая лестница ведет из верхнего зала прямо к берегу моря.
При этом нижний этаж был, по-видимому, выложен из камня, а второй деревянный.
Мы находим упоминание о традиции пристраивать наружные лестницы еще в греческих рукописях VIII века, и мы видим, что она продолжала существовать вплоть до XVI века.
Отметим следующий важный факт: во Франции, начиная с раннего Средневековья и вплоть до XII века, при строительстве частных домов в обустройстве нижнего этажа придерживались античных галло-римских обычаев, а верхние этажи строили обычно в соответствии с привычками, привнесенными северными народами.
По всей вероятности, после завоевания новые хозяева занимали уже существующие городские или сельские постройки галло-римлян и надстраивали в них верхние деревянные этажи, где размещали недостающие помещения или службы.
Вероятно, именно с тех пор и получила развитие система строительства, ставшая результатом скрещивания обычаев двух цивилизаций, или, вернее, двух различных рас. В каменном строительстве влияние галло-римлян сохранялось еще в течение долгого времени, деревянные же постройки изначально имеют характер, свойственный северным расам и отличающийся от римской манеры деревянного строительства.
Возникновение некоего единого сплава из этих двух методов, порожденных противоположными цивилизациями, с большим трудом произошло только к концу XII века.
В XIII веке в светском строительстве окончательно возобладал метод, ставший результатом этого смешения, поскольку мы видим, что римские традиции уже заброшены и частные дома построены уже именно на французский лад, единообразно, согласно внутренней логике и используемым материалам.
Достаточно взглянуть на европейские рукописи IX, X, XI вв. на некоторые скульптуры из слоновой кости этого периода и на тот же гобелен из Байе, как становится понятным влияние галло-римских традиций в постройке нижних этажей и индогерманских в обустройстве верхних этажей зданий, в это же время церкви сохраняют форму римской базилики или византийских храмов.
В то время как монахи обустраивали монастыри по собственному разумению (и, как правило, это было следование римским традициям), светское строительство развивалось под влиянием вкусов сеньоров и горожан, и здесь несмотря на существовавшую антипатию между пришельцами из-за Рейна и старыми галлами, которые к тому времени стали римлянами по духу, контакт с более чистой расой заставил галло-римлян вспомнить о своих изначальных вкусах, отвергнуть столь длительно навязываемое влияние римской культуры и сказать собственное слово, в том числе в искусстве домостроения.
Именно поэтому уже в XII веке дома горожан нисколько не напоминали жилые здания в монастырях: здесь проявлялось уже совершенно другое искусство, другие методы строительства; гражданская архитектура начинает формироваться с момента учреждения коммун и развивается по независимому пути, так же, как и феодальные замки, которые, в свою очередь, становятся все более непохожими на римские виллы, в отличие от аббатств, предпочитавших сохранять античные традиции.
Любопытно понаблюдать, каким образом население, предоставленное само себе, проявляет собственный дух в искусстве, и особенно в архитектуре.
Похожие записи.