Монтажные работы в строительстве.
Значение развития монтажных работ.
Наиболее распространенным современным методом возведения зданий и сооружений является сборка их из отдельных элементов.
Основными путями снижения трудоемкости монтажа являются повышение заводской готовности монтируемых элементов, их укрупнение, что ведет к уменьшению количества элементов на здание и увеличению веса элементов.
Поэтому увеличивается грузоподъемность кранов.
Распространяются методы подъема этажей и перекрытий, конвейерная сборка, блочный монтаж.
Применяют бескрановые методы монтажа, основанные на использовании домкратов, мачт, башен, электромеханических подъемников. Шире используют методы поворота, надвижки, дистанционного управления монтажом.
Технологический процесс монтажа.
Монтаж конструкций - комплексный процесс, состоящий из простых процессов и операций, которые можно разделить на 3 группы. - транспортные; - подготовительные; - собственно монтаж.
К транспортным процессам относятся - перевозка конструкций и укладка их на складе.
К подготовительным - укрупнение, усиление и предварительная оснастка конструкций, обеспечение элементами траверс, подмостей и приспособлений для выверки и временного закрепления этих конструкций.
К непосредственно монтажным - захват конструкций, подъем, установка на опоры или заводка в стык, выверка, временное и окончательное их закрепление с замонолиткой.
2. Вспомогательные процессы монтажа.
Способы транспортирования и приемка конструкций.
Перевозку с заводов или складов осуществляют.
- железнодорожным транспортом (любой колеи.
Самое главное требование при перевозке исключить повреждение конструкций, поэтому большинство железобетонных конструкций перевозят в проектном положении: фермы, балки, стеновые панели и т.д. а ряд в горизонтальном положении.
Прочность железобетонных конструкций при отгрузке не менее 70 % от проектной.
Необходимо соблюдать габариты перевозок.
Если монтаж ведется с транспортных средств ("с колес"), необходимо чтобы транспорт заходил в зону монтажа без перегрузки.
Транспортные средства выбирают в зависимости от веса и габарита элемента. Коэффициент использования транспортных средств должен быть самый минимальный, самый рациональный.
При перевозке на расстояние более 500 км выгоднее использовать ж.д. транспорт.
Автомобильным транспортом выгодно - с заводов в районе строительства на расстояние до 200 км.
Конструкции возят по комплектовочным ведомостям, маркировку ОТК наносят несмывающейся краской на видном месте.
По ППР (стройгенплану) должно быть предусмотрено складирование для привозных конструкций.
На складах конструкций производят прием и разгрузку конструкций, проверку заводской маркировки и основных размеров, сортировку конструкций.
Требование к складу : плотное основание, отвод поверхностных вод. Стальные конструкции укладывают на бревна или брусья, железобетонные на деревянные подкладки.
Общая площадь склада определяется по формуле.
Q i вес конструкций с инвентарем в тоннах; g i удельная нагрузка на отдельные площадки склада с учетом проходов (колонны 0,3 0,6, подкрановые балки 0,5, фермы 0,06 0,13); k коэффициент с учетом вспомогательных площадок 1,1 1,15.
Q c среднесуточная потребность конструкций; t запас конструкций в сутках.
На складах конструкции, имеющие большую массу или парусность, укладывают ближе к крану.
С целью сокращения площадей, конструкции хранят в штабелях.
Соблюдают штабелирование конструкций, строго обеспечивая соосность укладки элементов.
Конструкции при складировании укладывают следующим образом.
- фундаментные блоки - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками.
- стеновые панели и панели перегородок - в кассеты или пирамиды.
- стеновые блоки - в штабель в два яруса на подкладках и с прокладками.
- плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками.
- ригели и колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и с прокладками.
- санитарно-технические и вентиляционные блоки - в штабель высотой не более 2 м на подкладках и с прокладками.
Между штабелями предусмотрены проходы шириной не менее 1 м.
Укрупнительная сборка конструкций.
Укрупнительную сборку выполняют, когда из-за габаритных размеров конструкции невозможно доставлять в готовом виде.
Чаще применяют укрупнение конструкций в монтажные и монтажно-технологические блоки.
Укрупнение производят на сборочных площадках, оборудованных стендами и кондукторами.
Сборочные площадки располагают в зоне действия монтажных кранов или вблизи складов, либо устраивают конвейерные линии.
Монтаж строительных конструкций при работе с транспортных средств.
При обычной технологии монтаж предусматривается с приобъектного склада. При этом приходится дважды выполнять многие операции.
Более производительным является монтаж с транспортных средств - монтаж с колес . При этом способе сборные элементы доставляют на стройку в строгой технологической последовательности, и подают в монтаж непосредственно с транспортных средств.
Весь комплекс работ осуществляется по часовым графикам, разработанным на каждую захватку и на каждую смену.
Такая организация работ не только сокращает затраты на оборудование и содержание приобъектных площадок, но и ускоряет и удешевляет монтажные работы в целом.
Подготовительные работы к монтажу строительных конструкций.
До начала монтажных работ необходимо выполнить временные сооружения, коммуникации и подъездные пути, приобъектные склады и площадки для укрупнительной сборки, подготовку монтажных кранов и подкрановых путей, приемку осей сооружений и реперов; подготовку журнала монтажных работ, приемку конструкций, подготовку конструкций к подаче в монтаж.
При подготовке элементов к подъему на них наносят осевые или другие установочные риски.
Такие же риски намечают и на месте закрепления или установки конструкций (на фундаментах, опорных плитах и других местах.
Составные элементы (балки, фермы, арки) собирают и связывают, а иногда усиляют на подъем.
Нередко монтажные подмости, навешиваемые на конструкцию и поднимаемые вместе с ней, применяют на значительной высоте.
Подвесные монтажные подмости преимущественно делают инвентарными.
Подача конструкций в зону монтажа.
В зону монтажа конструкции подаются разными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным, и т.д.). Подают так, чтобы не деформировать конструкции и, чтобы было очень удобно застропить и подать в монтаж без перестроповки.
Конструкции бывают одиночные (колонны, балки, фермы, плиты и т.д.) и в полном сборе (фонари, тоннели и т.д.
Строповка и подъем конструкций.
Для соединения конструкций и деталей с грузоподъемными механизмами служат захватные приспособления: стропы, траверсы, хомуты.
Стропы зависят от груза, его веса, метода монтажа и должны удовлетворять быстроте и безопасности строповки и расстроповки.
Все приспособления должны быть испытаны и иметь клеймо о грузоподъемности.
Стропы из стальных канатов.
- бесконечный с заделанными концами.
- двухветвевой с крюками или карабинами.
Траверсы . Для всех габаритных грузов траверса специально рассчитывается.
Усилие в концевой ветви определяется по формуле.
Q вес поднимаемого груза; m количество ветвей; угол наклона стропа к вертикали, должен быть не более 50-60 . По определенным усилиям сечение стальных канатов подбирают по таблицам.
Канатный строп изнашивается через 3-6 месяцев, цепной 9-12 месяцев.
Установка и выверка железобетонных конструкций.
Перед монтажом железобетонных колонн их раскладывают на деревянные прокладки возле места монтажа. На колонне наносят риски осей колонн и подкрановых балок.
На фундаменте также наносят риски осей.
Колонну устанавливают, как правило, в фундаменты стаканного типа.
Колонну центрируют по 2-м взаимно перпендикулярным осям. Фундамент, если глубокий, подливают цементным раствором.
Вертикальность проверяют отвесом или теодолитом.
После монтажа выверяют расстояние между низом и верхом двух соседних колонн стальной нитью.
Колонну временно закрепляют металлическими клиньями или кондуктором, а если колонна высотой более 9 м, то тем и другим.
При монтаже стропильных балок, ввиду их небольшой устойчивости, стропа не убирают, пока балку не закрепят.
Первую балку крепят растяжками, а второю и далее раскрепляют распорками или плитами, которые обязательно приваривают, как минимум в трех местах.
Стыки между плитами заделывают жестким раствором на быстротвердеющем цементе.
Плиты можно поднимать пакетом.
Стеновые панели к колоннам крепят при помощи гибкой связи на сварке или на болту.
Заделка монтажных стыков и узлов.
Стыки монтажных узлов бывают следующих видов.
- монолитные на выпусках арматуры.
- монолитные без арматуры.
- сварка на закладных деталях.
- шарнирные на хомутах или болтах.
Стыки сваривают очень тщательно, покрывают антикоррозийным покрытием, и затем замоноличивают бетоном на цементе.
Обычно применяют быстротвердеющий цемент (БТЦ) или портландцемент (ПЦ) М-400.
Фракция щебня меньше толщины зазора.
Приемка работ по монтажу сборных конструкций.
Проверяют качество сварки, антикоррозийной защиты, замоноличивания стыков, все данные заносят в журнал и составляют акты.
Приемку производят после закрепления всех узлов конструкций.
Прикладывают паспорта на конструкции, сертификаты на металл и электроды, журналы монтажных, сварочных работ, замоноличивания стыков и скрытых работ, опись дипломов сварщиков и данные инструментальной проверки конструкций.
Предоставляют исполнительные чертежи со всеми отклонениями от проекта.
Механизмы, применяемые для монтажа сборных конструкций.
Монтажный механизм это ведущая машина при монтаже. Применяют следующие монтажные механизмы.
Немобильные механизмы : мачты, шевры, мачтово-стреловые, жесткие вантовые.
Полусвободные краны . башенные стреловые краны на рельсовом пути, козловые краны, портальные стреловые краны.
Мобильные краны : гусеничные, пневмоколесные, автомобильные и тракторные.
Специальные краны : ползучие, переставные, винтовые, кабельные, телескопические башни и стрелы, краны для монтажа подвесных потолков и др.
Основные технические характеристики по выбору кранов : - Q грузоподъемность; - L вылет стрелы; - H высота подъема крюка.
Способы установки конструкций в проектное положение.
Применяются следующие основные способы.
- наращивание, т.е. подъем конструкций и установка их по весу.
- надвижка заранее укрупняют конструкции в стороне, затем надвигают на готовый фундамент.
- поворот конструкции около шарнира.
- конвейерный способ монтажа.
Наращивание самый распространенный способ при строительстве промышленных, гражданских зданий и инженерных сооружений.
Заключается в последовательной установке верхних элементов конструкций на нижние.
Способ наращивания бывает раздельный и комплексный.
Раздельный способ сначала монтируют все колонны, подкрановые балки, затем фермы, плиты покрытия (как правило, двумя кранами.
Комплексный метод монтируют одновременно колонны, фермы, плиты покрытия, стены и т.д. одного шага здания (чаще всего комплексный метод обеспечивает быстрейшую сдачу промышленных зданий под монтаж оборудования, но требует большой точности.
Надвижка основан на сборке отдельных конструкций в крупный пространственный блок в стороне от постоянных опор. В проектное положение готовую конструкцию надвигают (мосты, копры, домны и т.д.
Способ поворота конструкций собранные из отдельных элементов сооружения или конструкции при помощи монтажных средств поворачивают вокруг опоры в проектное положение (трубы, мачты, колонны, опоры и т.д.
Подращивание последовательность возведения сооружения, начиная с верхних этажей заканчивая первым.
Собирают и поднимают самые верхние конструкции, затем к ним подращивают конструкции расположенные ниже. К этому методу относится возведение зданий способом подъема этажей и перекрытий.
Способ скольжения приподнимают верхний конец монтируемой конструкции, а нижний подтягивают к фундаменту. Применяют при монтаже высоких колонн, опор линий электропередач и т.д.
Конвейерный способ на специально оборудованных поточно-конвейерных линиях выполняют сборку пространственных строительно-технологических блоков покрытия с высокой степенью готовности, а затем устанавливают их в проектное положение.
Конвейерный способ позволяет в два с лишним раза снизить трудоемкость работ. Этот способ экономически целесообразен при возведении одноэтажных промышленных зданий площадью не менее 15 тыс.м 2.
Временное крепление конструкций.
При временном креплении конструкций выверяют и доводят до завершения процесс постоянного закрепления.
Временное закрепление не применяют при монтаже статически устойчивых конструкций.
Для временного закрепления конструкций используют индивидуальные средства (расчалки, подкосы, распорки, клинья, фиксаторы, индивидуальные кондукторы) и групповые средства (кондукторы и другие приспособления, позволяющие одновременно закреплять несколько статически неустойчивых элементов.
Выверка обеспечивает точное соответствие проектному положению.
Визуальная выверка производится при достаточной точности опорных поверхностей и стыков. При этом используют ручные измерительные инструменты (рулетки, калибры, шаблоны и т.д.
Инструментальная выверка выполняется при сложности обеспечения точности установки элементов проверкой опорных поверхностей, торцевых оснований или стыка конструкций. Ее производят при установке специальных монтажных приспособлений (кондукторов, рамно-шарнирных индикаторов и т.п.
Инструментальная выверка является наиболее распространенным видом проверки. При этом применяют теодолиты, нивелиры, лазерные приборы и устройства и т.д.
Безвыверочная установка широко распространена при монтаже сборных металлических конструкций.
Основное ее условие применение конструкций с повышенным классом точности геометрических размеров в монтажных стыках, что позволяет устанавливать конструкции исключая выверку по высоте и вертикали.
В последнее время начали применять автоматическую выверку , предусматривающую установку при помощи автоматических устройств.
Исходя из монтажных характеристик, конструкций и условий строительной площадки, устанавливают необходимые технические параметры кранов; на основании объемов работ и заданий продолжительности монтажа определяют требуемое количество кранов, затем сравнивают технико-экономические показатели и выбирают оптимальный вариант.
- Q м - монтажной массой (вес самой конструкции и приспособлений поднимаемых вместе с ней.
- H м монтажной высотой (высота подъема крюка крана.
- L м требуемым вылетом стрелы крана.
Монтажную высоту определяют по формуле.
h 1 - отметка от уровня стоянки крана до опоры, на которую устанавливают элемент, в метрах; h 2 - высота подъема элемента над опорой равная 0,5-1 метр; h 3 - высота устанавливаемого элемента, в метрах; h 4 - высота грузозахватного приспособления над установленным элементом, в метрах; 1,5 м высота от крюка крана до оси оголовка крана.
Вылет стрелы L м - зависит от положения монтируемых элементов.
Элементы, доступ к которым открыт (колонны, фермы, подкрановые балки и др.) можно монтировать при наименьших вылетах стрелы, т.е. наиболее рационально использовать грузоподъемность и высоту подъема крюка крана.
В этом случае пригодность параметров крана проверяют по кривым грузоподъемности.
На кривой находят нужную грузоподъемность, и по шкале высоты подъема определяется ее соответствие с монтажной высотой.
Вылет стрелы самоходных кранов для установки таких элементов, как плиты покрытия, рамы фонарей, панелей и т.д. доступ к которым закрыт ранее установленными конструкциями, определяют графически.
Для графического определения в любом масштабе вычерчивают конструкцию монтируемого сооружения, все расположения поднимаемых элементов и ось стрелы крана, которая должна пройти через 2 точки: А - на расстоянии 1,5 метров от крайней точки установленной конструкции, В - на высоте Н м.
Выше уровня стоянки крана на высоте 1,5 метра проводят линию N - N, которая проходит через шарнир стрелы крана.
Ось стрелы доводят до этой линии и вправо от точки их пересечения откладывают расстояние L соответствующее положению оси поворота крана. L и h принимают равное 1,5 метра.
За счет удлинения стрелы можно уменьшить её вылет и приблизить кран к сооружению (см. пунктирную линию.
Вылет стрелы L м измеряют от оси установки конструкции до оси поворота крана.
По значению Н м и L м находят по графикам Q м.
Требуемое количество кранов вычисляется по формуле.
Q - объем работ, в тоннах или м 3 ; П э - средняя эксплуатационная производительность крана в смену, в тоннах или м 3. Т - длительность монтажа (смены.
Когда выбрали кран по характеристике, определяют его эффективность по формуле.
С мех - стоимость единицы механизированных работ; С м.см. - стоимость машиносмены; П экс. - сменная производительность крана; С П - стоимость подготовительных и вспомогательных работ; V - объем выполненных работ в тоннах.
Монтаж железобетонных фундаментов в промышленных зданиях.
Качество и точность надземной части во многом зависит от точности монтажа фундаментов. До начала монтажа должны быть подготовлены основания, выполнена разбивка на обноске здания, хорошо закреплены оси.
Необходимо, чтобы верхний обрез фундамента имел отметку 0,15 метров. Это делает возможность закончить нулевой цикл. (Для монтажа, как правило, используют самоходные стреловые краны.
Фундаменты раскладывают в зоне монтажа.
Монтируют плиту, затем сам стакан.
После монтажа, замоноличивают, а при необходимости сваривают каждый фундамент, и проверяют инструментально (монтаж подколонников очень трудоемок и неточен, поэтому его применяют редко.
Фундаменты под металлические колонны бывают сборные (особенно под мачты), и монолитные, в которых устанавливают анкерные болты, на болты надевают плиты, их выверяют нивелиром, подливают потом монтируют колонны (безвыверочный монтаж.
Монтаж ленточных фундаментов из крупных блоков.
Наиболее распространенный тип фундаментов - ленточные. Их устраивают из сборных железобетонных фундаментных подушек и сборных бетонных фундаментных стеновых блоков.
В большинстве случаях в таких зданиях устраивают цокольный или подвальный этаж.
Если нет грунтовых вод, применяют фундаментные блоки с пустотами.
При хорошей несущей способности грунтов, фундаментные подушки укладывают через 40 см. т.е. прерывистые фундаменты.
Фундаменты, как правило, монтируют самоходными кранами. Монтаж начинают с установки двух маячных блоков-подушек, которые выверяются и устанавливаются в соответствии с проектом.
Маячные блоки устанавливают на расстоянии не более 20 м друг от друга.
Угловые блоки и блоки пересечений стен всегда маячные.
Для пропусков трубопроводов оставляют специальные монтажные отверстия.
Засыпать пазухи котлованов можно только после того, как смонтируют плиты перекрытия. Можно засыпать фундамент без перекрытия, если сделан специальный расчет.
После окончания монтажа делают выравнивающий слой из цементного раствора 1. 3, он же служит подготовкой для гидроизоляции.
Монтаж фундаментов и стен подвала из ж/б панелей.
Монтаж панелей начинается с опорной панели в торцевом ряду, затем идет рядовая панель, затем поперечная и т.д.
После того как панели собрали, их разваривают, закладные покрывают антикоррозийным покрытием, шов замоноличивают, выполняют гидроизоляцию стен.
Последовательность и схемы монтажа ж/б конструкций.
Промышленные здания, как правило, сооружения значительные в плане.
Часть конструкций большие по весу и длине. Эти элементы монтируют частями, очень часто используют два крана, часто совмещают монтаж строительных конструкций с монтажом оборудования.
Устройство фундаментов под оборудование выполняют двумя способами : открытый способ, когда фундаменты под оборудование и под каркас здания монтируют одновременно; закрытый способ, когда фундаменты под оборудование монтируют в готовом здании.
Монтаж зданий обычно ведут по захваткам. Размер их бывает таким, чтобы они были равновелики и совпадали с членениями здания по секциям или температурным блокам.
Различают три схемы последовательности установки сборных элементов.
Раздельная схема монтируют одинаковые элементы сразу по всей длине захватки: все колонны, подкрановые балки, фермы, плиты покрытия. При этой схеме более ритмично работают краны, и применяется одна и та же оснастка.
Комплексная схема монтируют все элементы одного шага здания, выверяют и закрепляют. При этой схеме нужна большая точность, но зато сразу идет сдача под монтаж оборудования.
Смешанная схема встречается чаще всего. Сначала выполняют монтаж колонн и подкрановых балок, затем ферм и плит покрытия.
При этом способе различают продольный монтаж . каждый пролет монтируют отдельно (это выгодно в прокатном производстве.
Поперечный монтаж - при этом способе очень важно выбрать правильное направление движения кранов для монтажа (это выгодно в конверторном производстве.
Варианты монтажа колонн.
Нужно выбирать количество стоянок, длину прохода крана, время монтажа, но нужно считаться с временными дорогами.
До начала монтажа ферм, необходимо, чтобы бетон замоноличивания колонн набрал 70% прочности.
При поточном монтаже каркасов зданий могут быть следующие схемы технологии работ.
- монтаж всех конструкций, в т.ч. фундаментов, одним краном.
- монтаж фундаментов одним краном, а надземных конструкций другим краном (чаще всего.
- монтаж каждой конструкции отдельным краном, выбранным с учетом характеристики сборных конструкций.
Монтаж стенового ограждения, как правило, выполняют другим краном.
Фермы и фонари, как правило, монтируют вместе.
Связи и плиты покрытия монтируют при помощи гуська.
Связи укрепляют до монтажа.
Плиты поднимают пакетом, это повышает производительность крана.
Монтаж промышленных зданий среднего и тяжелого типа.
Промышленные здания, как правило, пролетами от 18 до 36 метров, высотой от 8 до 50 метров, имеют краны грузоподъемностью от 5 до 220 тонн.
Часто их проектируют из смешанных конструкций: металлических и железобетонных, весом до 100 тонн.
Как правило, такие конструкции подают сразу в зону монтажа, а сборка элементов выполняется под монтажным краном, но без изменения вылета стрелы и хода крана.
Эти здания подразделяются на среднего и тяжелого типа.
Среднего типа шириной пролета от 18 до 30 метров, высотой от 8 до 30 метров, г/п крана от 5 до 75 тонн.
Это цеха машиностроительные, прокатные, литейные, кузнечные и т.д.
Монтируют, как правило, кранами на пневмоходу, гусеничным, башенным и редко ж.д. кранами.
Здания тяжелого типа - все остальные, у которых хотя бы один из параметров больше. Это мартеновские, конверторные цеха и т.д.
Монтируются тяжелыми гусеничными и башенными кранами.
7. Монтаж арочных сводчатых и пространственных конструкций.
Ангары, склады, вокзалы, крытые рынки, арены и т.д. требуют больших площадей, а соответственно больших покрытий без промежуточных опор.
Наиболее распространенные покрытия - это рамы, арки, купольные покрытия, скорлупы.
Укрупненные покрытия выполняются, как правило, из ж/б и стали реже деревянными.
Рамные конструкции покрытия монтируются 3-мя способами.
- со сборкой из укрупненных монтажных элементов в проектном положении на временных опорах.
- со сборкой ригелей, рам на проектной оси и подъемом их в проектном положении кранами, или мачтами.
- со сборкой ригелей вне здания, подъемом их на проектную высоту и перевозкой к проектной оси на вышках или порталах.
Монтаж пространственной структуры выполняют при помощи подъемников и гидравлических домкратов после полной сборки на проектной оси.
Во всех случаях составляется специальный ППР по монтажу структур.
Монтаж трехшарнирных арок производят почти также, как и рамных конструкции.
- при монтаже на временной опоре применяют передвижные мосты.
- монтаж арок методом скольжения.
Монтаж купольных конструкций покрытия.
Это покрываемые помещения выставочных павильонов, цирков, спортзалов, церквей, рынков и т.д.
- при помощи временной опоры.
- монтаж при помощи передвижных ферм-шаблонов с использованием крана.
Монтаж висячих (подвесных) покрытий. Очень часто стали применять подвесные краны.
Конструкция покрытия седловидной формы.
Провес может достигать до 5 метров.
Устанавливают высокопрочные стальные ванты. На ванты плиты монтируются краном и замоноличиваются.
Монтаж покрытий одноэтажных производственных зданий или культурно-бытового назначения из сборных железобетонных оболочек двоякой кривизны может быть выполнен двумя способами.
- сразу в проектном положении.
- подъемом собранной внизу оболочки при помощи домкратов.
Монтаж стальных резервуаров (домны, воздухонагреватели, резервуары, газгольдеры и т.д.). Листы стальные толщиной 3 - 80 мм.
Монтаж осуществляют двумя способами - полистовой и из рулонных заготовок.
Полистовая сборка выполняется из отдельных листов или укрупненные в карты, скорлупы и пояса по 2-3 листа.
Монтаж днища резервуара, ведут с середины. Сначала сваривают горизонтальные швы, а затем вертикальные.
Стенки собирают снизу вверх. Лист ставят в вертикальное положение на полку. После сварки швы проверяют на герметичность рентгеном, ультразвуком или керосином.
Монтаж резервуаров из рулонных заготовок - днище и корпус сваривают на заводе и сворачивают в рулоны.
Днище из двух половинок сваривают внахлестку.
Затем устанавливают рулон корпуса в вертикальное положение и разворачивают, прихватывая к специальному стенду.
Зерновые силоса собираются из 8-гранников весом до 10 тонн, цементные силоса диаметром 6, 9, 12 метров весом 12 - 25 тонн. Диаметром 9 - 12 метров собирают из сегментов, а 6-метровые из колец.
Монтаж градирен . Для охлаждения оборотной воды строят градирни башенного типа.
Резервуар для сбора воды - сборно-монолитный (реже монолитный.
Ж.б. каркас градирни монтируется по ярусам гусеничным краном.
Стены - металлический каркас с шифером собирают в карты внизу - монтируют методом поворота.
Монтаж железобетонных резервуаров для жидкостей . В резервуарах из сборного железобетона монтируют стенки, колонны, балки и плиты покрытий, а днище выполняют монолитное с зубом для крайних панелей.
На готовое монолитное днище кладут на растворе фундаменты стаканного типа.
Колонны устанавливают одновременно с балками.
Покрытие выполняют из ребристых плит, укладываемых по балкам. Когда бетон стыков стеновых панелей достигнет 70 % проектной прочности, навивают арматуру из высокопрочной стальной проволоки и производят наружное торкретирование стенок.
9. Монтаж многоэтажных гражданских и промышленных зданий.
Монтаж многоэтажных промышленных зданий.
Монтаж осуществляется гусеничным, башенным или козловыми кранами. Если монтируют двумя кранами, то для обеспечения безопасной работы необходимо чтобы зоны действия стрел не соприкасались друг с другом, или ограничивают поворот стрелы.
При монтаже необходима поэтажная проверка инструментами или шаблонами. Монтаж фундаментов и подвалов осуществляется как у одноэтажных зданий.
Надземная часть монтируется после проверки и сдачи по акту нулевой отметки.
При монтаже надземной части, здание делят на захватки в плане, а по вертикали на яруса, (высота яруса в зависимости от высоты колонн 1 - 2 этажа.
Если колонны одноэтажные, то вначале монтируют колонны, затем прогоны, ригеля и плиты покрытия.
Если 2-х этажные, то вначале колонны, потом ригеля и плиты перекрытия одного этажа здания, затем другого.
Монтаж следующего яруса можно производить после полного закрепления нижнего яруса и достижением замонолитки не менее 50% прочности.
Колонны устанавливают при помощи группового кондуктора на 4-6 колонн. Когда колонны разварят, монтируют ригели и тоже разваривают.
Затем набирают плиты (сначала распорные между колоннами, а потом все остальные.
Нужно строго следить, чтобы плиты приваривались к ригелям, от этого зависит жесткость каркаса здания.
Швы между плитами монолитятся.
Монтаж крупнопанельных бескаркасных домов.
Последовательность монтажа определяется необходимостью быстрейшего образования устойчивых ячеек.
Монтаж ведется по захваткам, как правило, захватка - секция.
Монтаж секций начинается с установки лифтовой шахты, лестничной клетки и фасадных панелей.
В начале устанавливают панели более удаленные от крана, потом панели внутренних поперечных стен и внутренних продольных стен.
Панели стен устанавливаются на цементном растворе.
Прежде, чем закрепить панель, ее тщательно выверяют отвесом, шаблоном, а потом заваривают.
Для временного крепления панелей применяют жесткие раздвижные подкосы, связи, струбцины.
Плиты перекрытия укладывают с начала секции дома и заканчивают в конце секции.
Места сварки всех металлических деталей оцинковывают или делают напыление алюминием.
Балконные плиты временно раскрепляют при помощи стоек - подкосов.
Монтаж каркасно-панельных домов.
Каркасно-панельные дома монтируют по ярусам. Ярус равен 2-м этажам, т.к. высота колонн два этажа. Здание разбивается по захваткам - секция захватка.
Основное требование обеспечение жесткости и устойчивости каркаса в процессе и после завершения монтажа.
Поэтому монтаж ведут по блокам (он состоит из 6 колонн, балок и плит перекрытия на 2 этажа.
На смонтированном блоке после сварки и замонолитки монтируют панели стен и перегородок.
Колонны монтируют групповым кондуктором на 6 штук.
Для устойчивости дают связи, после заварки конструкции кондуктор снимают.
Стеновые панели монтируются сначала угловые и простеночные, они являются маяками.
Окончательно выверку панелей делают когда смонтируют весь блок, затем замоноличивают стыки.
Если наружные стены несущие, то колонны имеют высоту 1 этаж, и технология монтажа меняется.
Вначале монтируют колонны, балки, затем наружные стены, потом перегородки, плиты перекрытия.
Монтаж зданий из крупных блоков.
Блок весом до 5 т монтируется любыми кранами, от автомобильного до башенного.
Для разгрузки блоков лучше иметь автомобильный кран. Монтаж крупноблочных домов эффективнее производить с колес по часовому графику.
Вначале устанавливают угловые блоки, затем блоки в местах пересечения внутренних стен это маячные блоки.
Если расстояние между маячными блоками больше 20 метров, то ставят промежуточный блок. Блоки устанавливают по нивелиру. Особо точно и чтобы не попал раствор в блоки с каналами, а то потом тяжело чистить.
Разрезка стен бывает двух рядная, трех и четырех рядная.
Монтаж домов из объемных элементов.
Здания собирают на площадке из объемных элементов, блок - комната, блок квартира, полностью отделанных и укомплектованных инженерным оборудованием в заводских условиях. Доставляются к месту установки автомобилями, имеющими специально оборудованные площадки.
Устройство нулевого цикла такое же, как у крупнопанельных зданий.
Монтируют, как правило, козловым краном Q = 30 т. Реже башенным или стреловым краном.
Сборка здания ведется по этажам на себя . Монтируют с колес и очень редко со склада.
Швы зачеканивают на цемент и расшивают цементным раствором.
Кроме того, блоки сваривают между собой. В горизонтальных швах между блоками устраивают гидроизоляцию.
Вертикальные стыки заполняют пакетами теплозвукоизоляционными.
Один элемент монтируют 1-1,2 часа. Весь дом - пять этажей, 45 квартир - 15 рабочих смен.
Принципиальное отличие объемно-блочного строительства - высокая заводская готовность.
Монтаж деталей методом подъема перекрытий и этажей.
По окончании работ нулевого цикла устанавливают колонны на всю высоту или только первого яруса.
Затем бетонируют плиты перекрытия на нулевой отметке, а потом поднимают их на проектную отметку вместе со смонтированным этажом или только перекрытия.
На головке колонн устанавливают гидравлические домкраты.
Идея подъема этажей была высказана в конце 40-х годов, французом Лофаргом.
В 1951 году в США прошел удачный эксперимент. Сейчас этот метод широко применяется во всем мире, особенно в сейсмических районах и стесненных площадках застройки.
В СССР развивается этот метод, начиная с 1959 года. В Ленинграде смонтировали 4-х этажный дом, а затем построили 5-ти этажный и 14-ти этажный дома. В Ереване построили 16-ти этажный.
Здания, возводимые методом подъема этажей обладают следующими достоинствами.
- они могут иметь любую форму в плане, а также любую ширину, т.к. не ограничены вылетом стрелы башенного крана.
- перекрытия имеют малую строительную высоту.
- возможно строительство в стесненных условиях и на участках со сложным рельефом.
- перекрытия обладают большой жесткостью и огнестойкостью.
10. Особенности монтажа металлических конструкций.
С позиций монтажного процесса металлические конструкции обладают рядом специфических особенностей.
Они, как правило, имеют большие геометрические размеры, которые очень часто вступают в противоречие с жесткими параметрами как железнодорожного, так и автомобильного транспорта.
Эго не дает возможность увеличивать степень заводской готовности монтажных блоков. Приходится их укрупнять перед монтажом.
Гибкость стальных конструкций значительно больше железобетонных в процессе монтажа. Поэтому необходимо всегда начинать со связевых колонн или блоков.
И это нужно учитывать при разработке КМ, и КМД, а также учитывать технологию перевозки конструкций.
Стыки металлических конструкций способны сравнительно быстро по сравнению с железобетонными воспринимать монтажные и постоянные нагрузки, что позволяет значительно увеличить темпы ведения монтажных работ.
При этом не надо забывать об устойчивости конструкций. Поэтому протяженные или высотные металлические конструкции делят на монтажные участки в соответствии с деформационными швами и пролетами монтажные работы выполняют комплексным или комбинированным методом (дифференцированный метод применяют редко.
Преимущество монтажных работ в том, что сборные элементы готовы и нужно заделывать только стыки.
Общие требования к заделке стыков в зимний период.
- необходимо стремиться, чтобы стыков было, как можно меньше.
- бетон должен набрать 100% прочности до последующего монтажа.
- стыки делают металлическими, что оправдывает себя, но их нужно защищать от коррозии.
- чтобы замонолитить, нужно стык обогреть.
- чтобы монтировать этаж выше, нужно замонолитить полностью нижний.
- подкрановые балки монолитят в теплое время года или в закрытом помещении.
- стыки в многоэтажных зданиях можно монолититъ после того, как смонтируют стеновые панели.
- бетон применяют на БТЦ или портландцементе М400, редко на глиноземистом цементе.
Цемента в бетоне должно быть не более 450кг/м , иначе будут трещины. В/Ц 0,4-0,5, укладывают при температуре стыка + 20 С. Прочность бетона в заделке должна быть в 1,5 2 раза выше прочности замоноличиваемых элементов.
Заделка стыков каркасных зданий.
Поверхности стыков очищают от снега и льда. Стык обогревают горячей водой.
Воду подогревают до температуры +45 С.Из гнезда воду выкачивают насосом.
Затем вниз укладывают сухую растворную смесь, а сверху бетон и укрывают брезентом.
Стыки колонн (обогреваемые методом теплой опалубки или индуктированием) можно монолитить с добавками нитрита натрия или поташа. Неармированные стыки - хлористыми солями.
Замоноличивание сопряжений в крупнопанельных зданиях должно выполняться особо тщательно.
Предохранение закладных деталей от коррозии.
Закладные детали и связи в зимнее время особо подвержены коррозии.
Наиболее надежная защита нанесение металлических покрытий (цинком, алюминием.
Закладные оцинковывают, затем плотно монолитять швы.
Если не защищать закладные детали толщиной 6-8 мм, то коррозия их поедает 0,1 0,2 мм в год. Защита лаками, красками, эмалями эффекта не дает.
Особенности возведения крупнопанельных зданий в зимних условиях.
Чтобы избежать деформации зданий применяют армирование углов и мест сопряжения внутренних и наружных стен.
По контуру здания на уровне перекрытий над 1 и 4этажами выполняют армирование 8 мм проволокой, и обетанивают с применением электропрогрева.
Бетон применяют марки 100, на портландцементе марки 400 с нитритом натрия.
Основные требования по производству и приемке монтажных работ сформулированы в СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции . Качество установки конструкций проверяют геодезическими приборами и шаблонами.
При монтаже фундаментов не допускается совпадение швов между фундаментными блоками и фундаментными подушками. Смещение в смежных рядах на длины блока.
У стен подвалов из бетонных блоков толщина швов 15 мм, но не более 20 и не менее 10 мм. Отклонение рядов от горизонтали на длине 10 м - 15 мм, от вертикали на один этаж не более 10 мм. Отклонение отметок опорных поверхностей не превышает 20 мм.
В крупнопанельных зданиях смещение осей панелей стен и перегородок в нижнем сечении относительно разбивочных осей не должно превышать 8 мм, в верхнем сечении - 10 мм.
Ширина вертикальных и горизонтальных швов панелей наружных стен должна быть в пределах 10 - 20 мм.
Для панелей перекрытия длиной до 4 м допускается отклонение от проектной величины опирания не более 8 мм, при большей длине плит - до 10 мм.
В каркасно-панельных зданиях, включая одноэтажные промышленные здания, устойчивость конструкций в процессе монтажа и надежность их эксплуатации зависят от соблюдения технологической последовательности сборки элементов, качества их установки и закрепления, включая заделку стыков.
Марки растворов, используемые при монтаже конструкций для устройства постели, должны соответствовать указанным в проекте.
Не допускается применение раствора, процесс схватывания которого уже начался, а также восстановление его пластичности путем добавления воды.
В одно- и многоэтажных каркасных зданиях из стальных конструкций предельные отклонения фактического положения смонтированных конструкций не должны превышать допустимых значений.
Отклонение отметок опор колонн от проектных и смещение осей колонн от разбивочных осей - 5 мм; отклонение осей колонн от вертикали в верхнем сечении при длине колонны до 8 м - 10 мм, при длине свыше - до 15 мм.
Допускается смещение ферм и балок с осей колонн одноэтажных зданий до 15 мм, ригелей и балок в многоэтажных зданиях - не более 8 мм.
Для подкрановых балок установлены следующие нормативы: смещение оси подкрановой балки с продольной разбивочной оси - 5 мм, смещение опорного ребра с оси колонны - не более 20 мм.
Удаление раздела.