Дело № 2-2470/2015.
Именем Российской Федерации.
08 апреля 2015 года г. Ижевск.
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе.
председательствующего судьи Фроловой Ю.В.
при секретаре Бакеевой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Швецовой ВР, Швецовой ЭЭ о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации адрес в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Швецова В.Р. Швецова Э.Э. ( далее – заявители) обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее — ГУАиГ ) в согласовании схемы размещения и в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Требования мотивированы тем, что заявителям на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: адрес С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома заявители обратились в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Письмом от дата номер заявители получили отказ в выдаче такого разрешения, в связи с тем, что земельный участок, на котором предполагается строительство индивидуального жилого дома, расположен в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования, планируемую под развитие улично-дорожной сети города.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, так как он не соответствуют закону, ограничивает права заявителей как собственников земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом, Швецовы обратились в суд с вышеуказанным заявлением.
Заявители Швецова В.Р. Швецова Э.Э. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, Швецова В.Р. пояснила, что дом, расположенный на участке 1954 года постройки, без фундамента. Полагает, что восстановление права возможно путем выдачи разрешения на строительство жилого дома.
Представитель ГУАиГ Заварзина Д.В. действующая на основании доверенности, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованного лица, представила в суд письменный отзыв, согласно которого просила в удовлетворении требований Швецовой В.Р. Швецовой Э.Э. отказать в связи с тем, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. При этом строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требования градостроительных регламентов. Подготовка градостроительных планов земельных участки осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительств реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст. Градостроительного кодекса РФ). Заявители, получив градостроительный план земельного участка по адресу: адрес , знали о правовом режиме своего земельного участка.
Согласно градостроительного плана, земельный участок, расположен в красных линиях, обозначающих существующие и планируемые под развитие улично-дорожной сети. Действие градостроительного регламента на земельные участки, расположенные в границах красных линий не распространяется.
Кроме того, согласно представленных свидетельств номер от дата о государственной регистрации права собственности на земельный участок, указанный участок находится в общей долевой собственности. Заявителем не представлено согласие других собственников на строительство индивидуального жилого дома.
Отказ в выдаче разрешения на строительство считает законным и обоснованным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером номер , с размещенным на нем жилым домом номер от дата Швецова В.Р. Швецова Э.Э. приобрели у Пьянкова В.С. Пьянкова А.С. земельный участок, площадью данные изъяты кв.м. и размещенный на нем жилой дом, находящиеся по адресу: адрес.
Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии данные изъяты Швецовой В.Р. на праве общей долевой собственности принадлежит данные изъяты доля земельного участка площадью данные изъяты кв.м. расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: под строительство индивидуального жилого дома, по адресу: Удмуртская Республика, адрес.
Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии данные изъяты Швецовой Э.Э. на праве общей долевой собственности принадлежит данные изъяты доля земельного участка площадью данные изъяты кв.м. расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: под строительство индивидуального жилого дома, по адресу: адрес.
Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии данные изъяты Швецовой Э.Э. на праве общей долевой собственности принадлежит данные изъяты доля жилого дома, общей площадью данные изъяты кв.м. расположенного по адресу: адрес.
Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии данные изъяты Швецовой В.Р. на праве общей долевой собственности принадлежит данные изъяты доля жилого дома, общей площадью данные изъяты кв.м. расположенного по адресу: адрес.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке номер от дата г. расположенного по адресу: адрес , с кадастровым номером номер в графе 10: «разрешенное использование» указано: « под строительство индивидуального жилого дома.
Согласно технического паспорта на домовладение по адресу: адрес , пер. Транспортный, 2а дата последней инвентаризации жилого дома- 1995 г.
дата Швецова В.Р. обратилась в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: адрес.
дата Приказом Администрации г. Ижевска номер утвержден градостроительный план номер земельного участка с кадастровым номером номер по адрес.
дата ГУАиГ письмом за номер отказало Швецовой В.Р. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, в связи с тем, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, указанным в градостроительном плане земельного участка номер , утвержденного Приказом Администрации г. Ижевска номер от дата.
Схема планировочной организации земельного участка представлена заявителями в ГУАиГ при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Заявление Швецовой В.Р. Швецовой Э.Э. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в согласовании схемы размещения и в выдаче разрешения на строительство жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определено, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых.
нарушены права и свободы гражданина.
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела указанные условия нашли свое подтверждение.
ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.
Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.
Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
На основании ст. 209 ГК РФ, Швецовы, являясь собственниками земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласноположениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В судебном заседании установлено, что Швецовы владеют земельным участком, расположенным по адресу: адрес , общей площадью данные изъяты кв.м. который согласно свидетельства о праве собственности и кадастровой выписке о земельном участке находится на землях населенных пунктов, предназначен в соответствии с разрешенным использованием: под строительство индивидуального жилого дома.
Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.
Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы.
1) правоустанавливающие документы на земельный участок.
2) градостроительный план земельного участка.
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению.
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ.
Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.
дата Швецова В.Р. обратилась с заявлением установленной ГУАиГ формы с просьбой выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке. Схема размещения индивидуального жилого дома заявителем была передана для утверждения вместе с заявлением о выдаче разрешения для строительства индивидуального жилого дома.
Вместе с тем Швецова В.Р. получила отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах ( в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках.
Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков.
Из свидетельства о праве собственности на земельный участок следует, что он расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: под строительство индивидуального жилого дома.
Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования земельного участка не усматривается.
Судом установлено, что земельный участок по адресу: адрес расположен в красных линиях. Градостроительный план земельного участка действительно содержит указание о расположении части земельного участка в красных линиях. Однако в силу положений ст. 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка не является способом ограничения прав собственника.
Целью разработки Правил землепользования и застройки от 27.11.2007г. №344, как указано в Преамбуле, является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и обеспечение равенства участников градостроительных отношений, необходимость учета в градостроительных регламентах фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться, в том числе, с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Пунктом 8 ст. 36 ГрК РФ, п.6 ст.7 Правил землепользования и застройки от 27.11.2007г. №344 установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Положения Правил не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с месторасположением планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий, как и не содержат ограничения прав собственников индивидуальных жилых домов по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от планируемого прохождения красных линий.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 вышеприведенной нормы к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.
Из кадастровой выписки о земельном участке не следует, что земельный участок расположен на землях общего пользования. Красные линии в рассматриваемом случае являются планируемыми, а не существующими.
Кроме того, из кадастровой выписке о земельном участке видно, что установленной законом регистрации красных линий не имеется.
Учитывая то, что земельный участок первоначально использовался под индивидуальное жилищное строительство, т.е. никогда не являлся местом общего пользования, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является незаконным, поскольку свидетельствует об ограничении прав собственников без предусмотренных на то законных оснований.
Кроме того, отказ в выдаче разрешения на строительство содержит также указание на то, что в схеме планировочной организации земельного участка не указан материал стен планируемого к строительству индивидуального жилого дома, а также не представлено согласие собственников земельного участка на строительство жилого дома, находящегося в долевой собственности.
Суд отмечает, что схема размещения индивидуального жилого дома с учетом минимальных отступов от границ земельного участка была представлена заявителем в ГУАиГ при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Данная схема содержит размеры предполагаемого к строительству жилого дома. Особых требований к оформлению схемы планировочной организации земельного участка ГрК РФ не устанавливает, однако пункт 13 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ.
Согласно письма Минэкономразвития РФ от 24 декабря 2010 г. № Д23-5348 схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства должна выполняться в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, а также градостроительным планом.
В силу пункта 1, пункта 2 Положения установлено, что состав разделов проектной документации и требования к их содержанию, в том числе при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, к которым также относятся объекты непроизводственного назначения- здания, строения, сооружения жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 12 Положения Схема планировочной организации земельного участка должна содержать.
в текстовой части.
а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства.
б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации.
в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или вотношении его не устанавливается градостроительный регламент.
г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства.
д) обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод.
е) описание организации рельефа вертикальной планировкой.
ж) описание решений по благоустройству территории.
з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - дляобъектов производственного назначения.
и) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения.
к) характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения.
л) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения.
в графической части.
м) схему планировочной организации земельного участка с отображением.
мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним.
границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии.
зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии.
решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории.
этапов строительства объекта капитального строительства.
схемы движения транспортных средств на строительной площадке.
н) план земляных масс.
о) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.
п) ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 51 ГУАиГ проводит проверку схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана, а также красным линиям. В случае отсутствия обозначения места размещения объекта, его размеров схема планировочной организации теряет свой смысл и утрачивает свое значение, как документ, позволяющий определить законность строительства объекта индивидуального жилищного строительства, а также соответствие постройки требованиям градостроительного плана и красным линиям.
Из вышеизложенных норм следует, что схема планировочной организации, которая хотя и может подготавливаться в произвольной форме, но должна быть выполнена в масштабе, позволяющем определить место размещения объекта, а также должны быть указаны длина и ширина объекта индивидуального строительства и расстояния от этого объекта до границ земельного участка. При подготовке схемы планировочной организации земельного участка должны учитываться противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, градостроительные и другие нормы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При этом суд отмечает, что указанным Положением не установлено обязанности указания материала, из которого предполагается строительство объекта капитального строительства в графической части схемы планировочной организации земельного участка.
Представленная заявителями схема планировочной организации земельного участка содержит необходимые размеры, позволяющие определить место размещения объекта.
Доказательств возможных нарушений противопожарных разрывов, санитарно-эпидемиологических, экологических, градостроительных и иных норм, ГУАиГ Администрации г. Ижевска в суд не представлено.
Согласие сособственника земельного участка Швецовой Э.Э. на выполнение строительства индивидуального жилого дома на земельном участке в суде было подтверждено.
Таким образом, оспариваемый отказ нарушает права заявителей, предусмотренные статьи209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.
В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В суд с заявлением Швецовы обратились дата При этом в ходе судебного заседания установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома ГУАиГ направлен заявителям – дата.
Исходя из изложенного судом установлено, что заявители обратились в суд без пропуска установленного законом 3-х месячного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права заявителей и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права заявителя - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности выдать Швецовым разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд.
Заявление Швецовой ВР, Швецовой ЭЭ о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от дата за номер о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: адрес.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность устранить в полном объеме нарушение прав Швецовой ВР, Швецовой ЭЭ путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: адрес.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено судьей в окончательной форме дата.
Судья- Ю.В. Фролова.
Прочие из публично-правовых отношений.