Плотницкий топор на Руси. каждый крестьянин с детства был обучен плотницкому делу. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Работы велись в основном топором и пилой. В руках русских плотников топор был универсальным инструментом. С его помощью рубили стены, создавали удивительные деревянные конструкции без гвоздей, мастерили украшения на домах. О топоре даже сложились поговорки. “Топор сохе первый помощник”, “Город строят не языком, а рублем да топором”, “Плотник топором думает”.
Всё это говорит о важности такого инструмента как топор. Деревья в лесу валили лесорубным топором с узким лезвием, режущая кромка которого по сравнению с плотницким топором существенно дальше отстояла от топорища (рис. а). Это было нужно для того, чтобы топор при ударе глубоко наискось входил в слои дерева, но не увязал в древесине. Бревна, плахи и доски отесывали потесом, имеющим широкое закругленное лезвие (рис. б). Такой топор больше напоминает секиру или бердыш стражников в исторических фильмах. Плотницким топором тесали бревна, вырубали в них чаши, выполняли узлы соединения элементов, декоративные детали и многое другое. Плотницкий топор XVII–XVIII вв. существенно отличался от современного.
Собственно топор (металлическая часть) был коротким, каплевидным в сечении, лезвие нешироким (9–15 см), полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминая по форме колун для раскалывания дров, бревен) (рис. в), а сам топор тяжелее. Топоры ковали из особо стойкой, высокопрочной стали. Топорище (рукоятка) – длинное и прямое (а не изогнутое, как современное), на конце утолщенное, чтобы не выскакивало из рук. Для топорища выбирали прямую березовую плаху без сучков. Длина топорища была различной, потому что зависела от роста плотника: плотник, поставив топор на землю вертикально около своей ноги, свободно опущенной рукой мог взять в кулак утолщенный конец топорища (рис. г). Длинное топорище, являясь по сути рычагом, позволяло плотнику тратить меньше сил. Ретроспективный взгляд на плотницеий инструмент. В. И. Мелехов, Л. Г. Шаповалова. Он писал: “Постройка Архангельска превосходна, нет ни гвоздей, ни крючьев, но так хорошо все отделано, что нечего похулить, хоть у строителей русских все орудия состоят в одних топорах, но никакой архитектор не сделает лучше, как они делают” .