Сейчас Вы здесь: E-max » Гидроизоляция кровли » Декор, декоративность

Декор, декоративность

Статья опубликована: 8-10-2017, 01:16

Декор, декоративностьДекор, декоративность. Декор, декоративность (франц. decor , от лат. decoro — украшаю) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. Декор акцентирует выразительность объёмно-пространственной композиции или зрительно преобразует её, внося свойственные самому декору масштабные отношения, ритм, колорит. Декор служит одним из средств зрительного объединения зданий или предметов в ансамбль. Декор — функциональный род композиции, художественный смысл которой состоит во взаимодействии с окружающей средой — пространством, объемом, массой, плоскостью, форматом, качеством декорируемой поверхности — её тоном, цветом, текстурой, фактурой. В отличие от композиционного качества декоративности, связывающего между собой все компоненты художественного произведения, декором называют отдельные изображения, украшающие какую-либо поверхность.

Декор может быть тектоничным, подчеркивающим членения объема изделия, в иных случаях требуется прямо противоположное — атектоничные, пластичные формы (Ар Нуво; Модерн). Все зависит от идеи, ситуации, контекста, композиционных связей. Целостная, всепроникающая декоративность — понятие более сложное, чем живописность, поскольку связано с содержанием произведения искусства. Украшательство, не соотнесенное с замыслом художественного произведения, правильнее называть декоративизмом. Если произведение искусства задумывается, выстраивается и воспринимается не автономно, а как часть более широкого композиционного целого, тогда мы называем его произведением декоративного искусства. Достижение органичной декоративности происходит через отношения частей и целого, что практически означает уподобление формы формату.

Декоративная ваза или статуя в архитектуре испытывает влияние архитектурной композиции, станковая картина (если в ней присутствуют качества декоративности) — формата, рамы. Декоративная роспись блюда, тарелки — формы круга. Творческий метод и процесс подчинения изобразительной формы внешним условиям называется декоративной стилизацией. Формообразование, предполагающее искусственное соединение изображений предметов, не связанных между собой в обыденной жизни, рождает типично декоративную форму эмблемы, герба. Декоративная роспись стены может создавать иллюзорное пространство, воображаемую перспективу, противоречащую материальному ощущению стены и размерам помещения, где она находится. Художественное преображение формы.

Декоративные детали классической архитектуры — колонны на фасаде здания, пилястры, картуши, сандрики, маскароны — с функциональной точки зрения бесполезны, даже излишни. С художественной — осмысленны, декоративны, поскольку рассказывают изобразительными средствами о связи данной композиции со всей историей архитектуры. Чтобы понять художественный смысл даже одной небольшой вещи, надо воспринимать ее одновременно в пространстве и в историческом времени. Обыденные старинные предметы, исключительно утилитарные и не имевшие никакой художественной ценности, со временем занимают свое место в витринах музеев, становятся предметом любования, коллекционирования. Как и стиль, качество декоративности является результатом художественного преображения формы в историческом времени.

Поэтому декоративность — признак состоявшегося, сформировавшегося художественного стиля, итог продуктивного осмысления художником истории культуры. И напротив, отсутствие декоративности — признак несложившегося художественного стиля. Качествам декоративности сопутствует живописность, поскольку живописное восприятие также предполагает преображение формы через ее отношения с окружающей средой. Декор в Древнем Риме. Еще в античности, в Древнем Риме под декором понимали нечто большее, чем просто украшение. В латинской риторике "Decor" означает "достойное благообразие", то же, что "honor" — "украшение" в смысле "хвала, слава, почет". Слово "Decor" производили от "Deceat" — "то, что подобает". Согласно Цицерону, "греки называли это "prepon", а мы называем "decorum". "Decor ornamentorum" означало "уместность украшений", оправданность деталей по отношению к целому.

Противоположное значение: "indecentia" — "непристойность". Римляне понимали decorum как "сообразное, надлежащее, подобающее"; индивидуальную, особенную красоту, выражающую органичность приспособления частей к целому, какого-либо предмета или человека к особенностям ситуации, обстановки. Каждый предмет должен иметь свой "декорум" в отличие от всеобщей, абсолютной красоты, которую обозначали греческим словом symmetria. Глагол "Decorare" означал "украшать" в смысле "возвеличивать, прославлять", в отличие от "ornare" — "украшать" в значении "снабжать необходимым, оснащать, вооружать". Декор нес в себе идеологический смысл. Орнамент имел формальное значение. Основные виды декора. Декор может быть выполнен как в материале основной отделки (резьба по камню, дереву на гладком фоне того же материала, набивной рисунок на ткани), так и в любом ином (накладки, панно, рисунок), обычно заполняет композиционно важные зоны структуры (например, фриз, десюдепорт, центр), но может распространяться по всей поверхности. Особенности декора определяются стилем эпохи, и в то же время сам декор участвует в формировании стиля.

Типичным средством передачи структурных функций декора во все времена был орнамент. Неизобразительный декор — например, вставки или рамки другого цвета, материала или типа обработки — применяется как средство организации структуры. Словом "декор" не принято называть объемные архитектурные элементы (шпиль, купол, колонну) и круглую скульптуру (например, на фронтоне здания), хотя они функционально схожи с декором. В зависимости от меры абстрагирования и стилизации декор условно делят на "изобразительный" и орнаментальный.

Последний по причине своей абстрагированности играет лишь вспомогательную, формальную роль. Орнамент также делят на "изобразительный" и геометрический. Главной особенностью изобразительного декора, в сравнении с аналогичными изображениями в станковом искусстве, является то, что роль пространственной, свето-воздушной среды берет на себя декорируемая поверхность. Отсюда принципиальная условность декоративного изображения, в котором могут легко совмещаться различные моменты времени и пространства — точки зрения, линии горизонта.

Декор, расположенный на объемной форме, необходимо рассматривать в движении. Цвет и фактура декорируемой поверхности, например белый фон в росписи фарфора, одинаково легко могут означать воду и небо, землю и воздух, но прежде всего — ценность поверхности как таковой. Художественный смысл декора. Утверждение, что истинно декоративное изображение должно быть плоскостным, орнаментальным, не соответствует действительности. Художественный смысл декора заключается не в приспособлении, а во взаимодействии изобразительной формы и среды. Поэтому иллюзорные изображения, зрительно "прорывающие" плоскость, могут быть так же декоративны, как и "стелющиеся по поверхности". Все зависит от замысла художника, соответствия идеи композиционному решению. То же относится и к проблеме выявления естественных свойств материала декорируемой поверхности.

Сплошь вызолоченная фарфоровая ваза "под металл" может быть не менее декоративна, чем тончайшая роспись, оттеняющая сверкающую белизну. Качество декоративности не абсолютно, а относительно, оно возникает в отношениях — объема и пространства, фигуры и фона, тона и фактуры. Разве можно сказать, что естественная текстура дерева декоративнее, чем его поверхность, покрытая яркой краской и позолотой, а матовый бисквит выглядит лучше блестящей глазури? Камню свойственна массивность и тяжесть, грубая фактура. Но кружево готической каменной резьбы выразительно и декоративно.

Плотность, насыщенность изображения, преобладание фигур над фоном, их геометризация и орнаментализация усиливают качества декоративности. В современнном словоупотреблении декор обычно означает украшение как таковое, безотносительно к наличию смысла, а слово " декоративный " (" украшающий ") может иметь негативный оттенок ( излишество и т. п.). Декораторы "Большого стиля" В XVII в. во Франции созданы лучшие произведения в жанре орнаментальной гравюры, если не сказать более: создан сам жанр. Композиции Ж. Лепотра, Д. Маро Старшего и Ж. Маро Старшего, собранные в большие альбомы («Вазы», «Порталы», «Плафоны», «Картуши», «Камины», «Бордюры), как нельзя лучше демонстрировали главные особенности «Большого стиля», они расходились по многим странам и оказывали существенное влияние на развитие декоративного искусства всей Европы. Работая в этом жанре, художники не были регламентированы сюжетом и требованиями заказчика, они давали волю фантазии, отрабатывая до совершенства отдельные формальные элементы стиля. Выдающимся художником-декоратором «Большого стиля», предвосхитившим и стиль Рококо, был Ж. Верен Старший. Он оформлял придворные празднества, постановки опер Ж.-Б. Люлли, композитора «версальского стиля», выполнял рисунки мебели, оформления интерьеров и декора кораблей.



Кроме того, рекомендуем: