Сейчас Вы здесь: E-max » Бетон » Информационная архитектура и информационный дизайн

Информационная архитектура и информационный дизайн

Статья опубликована: 26-08-2017, 10:45

Информационная архитектура и информационный дизайнИнформационная архитектура и информационный дизайн. Информационная архитектура (англ.: Information Architecture, IA) — выделившаяся в рамках информационных технологий совокупность методов организации и представления информации, направленных на обеспечение эффективного удовлетворения информационных нужд пользователей системы. В настоящее время информационная архитектура считается в меньшей степени приближенной к дизайну, а в большей степени - к организации и структурированию информации. Несмотря на отсутствие полностью устоявшегося определения ИА и её предмета, можно выделить основные подходы к их определению. Введение термина датируется 1976 г. и приписывается Ричарду Вурману (Richard S. Wurman), определявшему задачу информационной архитектуры в организации эффективного визуального представления больших массивов данных. [1] В настоящее время информационная архитектура считается в меньшей степени приближенной к дизайну, а в большей степени --- к организации и структурированию информации. Так, по определению The Information Architecture Institute, информационная архитектура — искусство и наука организации и предметизации веб-сайтов, интранет-сетей, онлайн-сообществ и программного обеспечения, преследующая целью обеспечение удобства использования (usability). [2] Выделяют три основных определения информационной архитектуры: Сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе. Структурное проектирование информационного пространства, способствующее выполнению задач и интуитивному доступу к содержимому. Развивающаяся дисциплина и сообщество практиков, ставящее своей задачей распространение принципов и правил проектирования информационных систем. [3] Смежными с информационной архитектурой областями являются: дизайн интерфейсов (веб-дизайн), определяющий графический облик решений, заложенных информационной архитектурой; маркетинг, так как информационная архитектура ставит целью удовлетворение нужд потребителей информации; разработка ИС, так как реализация информационной архитектуры ИС сопряжена с применением соответствующих технологий и моделей данных; управление знаниями (knowledge management), так как оно базируется на обеспечении лёгкости коллективного использования информации, одним из шагов в достижении которого является применение методов информационной архитектуры. Потребность в выделении совокупности методов информационной архитектуры в отдельное направление обусловлена тем, что лавинообразный рост объемов информации в информационных системах разного уровня, Интернете, локальных сетях, существенно затрудняет свободную навигацию по источникам информации. В этом смысле информационная архитектура призвана обеспечить повышение эффективности использования информационных источников, а также комфортности работы с ними для пользователя. Для этого информационная архитектура ориентируется на особенности человеческой логики и восприятия и использует современные подходы и технологии к организации информации, в том числе многоаспектную (фасетную) классификацию, слои пользовательской классификации (фолксономию) и т. д., обеспечивая интуитивный, предсказуемый доступ к содержимому информационных систем. Несмотря на то, подходы в классификации (таксономия, предполагающая иерархическую классификацию, а также фолксономия, предполагающая задание неиерархических меток пользователями ИС) конкурируют в рамках ИА, и число сторонников фолксономии нарастало в связи с развитием концепции Web 2.0, информационная архитектура не предполагает наличия однозначно правильных во всех случаях подходов, рассматривая достоинства и недостатки, а также границы применимости каждого из них. Компромиссным подходом к классификации можно считать фасетный (многоаспектный) подход, предполагающий несколько оснований классификации с метками в рамках каждого из них, возможно --- иерархически организованными. Такой подход позволяет обеспечить индивидуальный подход к пользователю, которому не навязывается единого основания классификации и пути поиска информации и обеспечивается многоаспектный взгляд на контент, при этом наличие внутренней структуры в классификации предполагает прослеживаемость ее логики, в пику фолксономии, часто утрачивающей ценность в качестве основания навигации при росте объемов информации. Морвиль кроме того выдвигает [4] концепцию слоев метаданных, в рамках которой различные классификационные подходы образуют слои, характеризующиеся большей устойчивостью (фундамент: таксономии и онотологии) или большей гибкостью (фолксономии), при этом, по мере эволюции системы происходит обмен данными между слоями. Помимо инструментов классификации и подходов семантической сети, информационная архитектура всё более оперирует и механизмами обеспечения интеллектуального поиска, коллаборативной фильтрации, пользовательских профилей и персонализации. Важным направлением рассмотрения являются и вопросы интеграции объектов реального мира в информационные сети, навигации на стыке представлений, в том числе интеграции GPS, RFID и т. д. как пограничных технологий. Стоит отметить, что, несмотря на основной акцент на ориентирование в рамках информационных сетей, по мере роста количества информации в рамках информационных систем, а также по мере их интеграции с сетевыми службами и сервисами, подходы, разработанные в рамках информационной архитектуры становятся всё более актуальными и для традиционных информационных систем, в первую очередь, являющихся ключевыми компонентами бизнес-инфраструктуры предприятия, так как эффективность работы пользователей с такими системами имеет экономическую значимость для бизнеса. Вместе с тем, применимы подходы ИА и в разработке приложений, ориентированных на массовых пользователей, в первую очередь, связанных с обработкой потока данных (например, персональные органайзеры, RSS-агрегаторы и т. д.), так как одна из задач ИА --- обеспечение интуитивного доступа к содержимому --- способна при адекватном решении повысить комфорт и эффективность использования продукта, а, значит, и обеспечить конкурентное преимущество по сравнению с аналогами.



Кроме того, рекомендуем: