Сейчас Вы здесь: E-max » Гидроизоляция кровли » История хранится в музеях кирпича

История хранится в музеях кирпича

Статья опубликована: 26-05-2018, 00:27

История хранится в музеях кирпичаИстория хранится в музеях кирпича. Бывают такие публикации, когда собираешься написать об одном, но тема неожиданно поворачивается к тебе другим, малоизвестным ракурсом. Так случилось с историей кирпича, которая в своих банальных и привычных фактах напомнила о тех местах, где эта история хранится — музеях кирпича. Они существуют! В России их единицы, но они есть. Причем, из этого понятия мы сразу исключаем временные тематические экспозиции краеведческих музеев. Хотя в этих музеях встречаются целые коллекции, например в Екатеринбурге и Калининграде. У истоков кирпичных музеев чаще всего стоят настоящие энтузиасты, одержимые идеей люди, связанные со строительной наукой, точнее — той её части, что относится к строительной керамике. Два наиболее крупных и авторитетных музея расположены в Санкт-Петербурге.

В 2002 году музей открылся при при НПО «Керамика» (входит в группу «ЛСР-Победа»). Сегодня коллекция насчитывает более 700 образцов кирпича. Возраст самого старого экспоната — кирпича из греческого города Дельфы - более 2500 лет ( даже любопытно — как его удалось вывезти из Греции) . Однако основную часть коллекции составляют клейменные кирпичи 19 века. Но самыми ценными для питерской экспозиции считаются кирпичи Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости. Как отмечают специалисты, это первые кирпичи Санкт-Петербурга, датируемые 1703 годом и изготовленные на кирпичных заводах Голландии и Германии. Большинство кирпичей имеют своё клеймо, среди которых встречаются необычные наименования, например "Ленин", "Хиль" и т.д. Ещё один музей принадлежит питерскому государственному архитектурно-строительному университету - Музей истории кирпичного производства. Здесь собрано более 400 образцов стеновой керамики, извлеченных из старых зданий Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Выборга и других российских городов. Самым древним экспонатом являются керамические материалы из окрестностей Помпеи – им около 2000 лет. Но основу коллекции составляют, конечно же, кирпичи, изготовленные на заводах Санкт-Петербурга и его окрестностей в 18-19 вв., на которых имеются клейма с фамилиями и инициалами керамистов-заводчиков. История самого музея достаточно драматична - музей был создан на основе коллекции образцов строительной керамики доктора технических наук, профессора кафедры химии СПбГАСУ Всеволода Владимировича Инчика. Первый кирпич будущий коллекционер подобрал в 12 лет в своей квартире, разрушенной фашистским снарядом. Как говориться: было бы счастье, да несчастье помогло. Для коллекционирования старинных кирпичей это особенно актуально — достать кирпич можно только при полном или частичном разрушении старой конструкции. Ну не ради музея, конечно, но по другому никак. Третий настоящий музей кирпича расположен в Омске — он собран учеными энтузиастами частного Института Новых Технологий и Автоматизации промышленности строительных материалов (ИНТА-строй). Открылся музей 16 июня 2006 г. Главные герои экспозиции – более 200 подлинных образцов коллекционных кирпичей и керамической плитки XVIII-XXI вв., преимущественно Западной Сибири. Но есть и мировые «изюмины». Например, здесь есть кирпич из абхазского города Пицунда, привезённый с раскопок Патриаршего собора десятого века нашей эры ( обратите внимание — энтузиасты изъяли экспонат с раскопок ), копия необожженного кирпича города Иерихон (7000-6000 гг. до н.э.) ( ведь вывезли же как-то ), копия необожженного глиняного кирпича из Древнего Египта (город Фивы, эпоха Среднего царства, приблизительно 1800 г. до н.э.), а также керамические кирпичи, принадлежащие Сузгунской археологической культуре 1200-1000 гг. до н.э. Один из самых древних экспонатов сибирского происхождения – кирпич из стены Тобольского кремля начала XVIII в., который считается первой капитальной постройкой России за Уралом. Первые омские кирпичи – кирпичи из стен строений второй Омской крепости, постройка которой была начата в 1768 г. Большая часть выставленной коллекции: кирпичи конца XIX – начала XX в. – времени расцвета кирпичного производства в Омске, когда его начали называть вторым Чикаго — за бурный экономический рост и строительный бум. Также в экспозиции собраны кирпичи советских предприятий города 1920-1990-х гг. Среди экспонатов есть и весьма забавные — например старый кирпич, где вместо клейма — отпечаток собачьей лапы. Есть кирпич, принадлежащий стене дома, в котором ныне расположен музей Ф.М. Достоевского. Когда это здание только было построено, здесь располагалась гауптвахта. Кстати, не исключено, что этот кирпич был сделан руками самого писателя – в «Записках из мертвого дома» он рассказывает, что во время каторги был привлечен к формовке кирпичей. Здесь же в Омске существует протомузей строительных материалов и истории омского строительного комплекса в редакции журнала «Архитектура и строительство Омской области», чью основную экспозицию составляют образцы стеновой керамики 18-21 века города Омска. Главным и единственным собирателем коллекции стал бывший главный редактор журнала — Денис Банников (автор данной публикации). Какова будет судьба коллекции и будет ли автор продолжать сбор экспонатов — мне неизвестно. Я подумаю над этим вопросом. Наиболее известные музеи кирпича расположены в США и Японии. Как известно, кирпичи, отмеченные заводским штампом, пользуются наилучшим спросом у коллекционеров. Наибольшим разнообразием клейм на кирпичах всегда славились США, т. к. в качестве маркировки американские промышленники использовали не только слова, цифры и буквы, но и обрамлённые в рамку бытовые миниатюры, которые было принято печатать на ложковой стороне. Причем, заводского клейма удостаивался только один экземпляр из 5000, и это одна из причин, определяющая их высокую ценность для коллекционеров. Сегодня в США существует три знаменитых музейных собрания, посвящённых промышленному изготовлению кирпича. Все они находятся в штате Нью-Йорк и располагаются в городах Орхард Парк, Хаверстро и Джонсон Сити. В государственном музее Орхард Парка представлены штампы фабрик, которые некогда работали на берегах Гудзонова Залива. Музей в Хаверстро — частный; его собранием владеет семейство Клемент. Экспозицию этого музея составляет продукция кирпичных заводов со всей страны. Коллекция города Джонсон-Сити считается самой почтенной - музею более 30 лет. И в нем хранятся редкие образцы, произведённые на протяжении всей истории человечества во всех уголках Земли. Но всех обогнали японцы! В японском городе Майзуру находится Всемирный Музей Кирпичей, открывшийся более 20 лет назад. В нём можно увидеть сделанные вручную кирпичи из храмов Эллады, погребальных комплексов Египта, зиккуратов Вавилона и Южной Америки, китайских дворцов и древнеримских вилл. Экспозиция пользуется заслуженным вниманием ценителей: ежемесячно музей в Майзуру посещает около 10 тысяч гостей. Среди свежих поступлений в фонды этого учреждения — несколько кирпичей, вытащенных из стен прославленных зданий Британии: Ковент-Гардена, Альберт Холла и Скотланд-Ярда, а также легендарного дома № 221б по Бейкер-стрит. Среди наиболее интересных специалисты также отмечают музеи в Венгрии, Австрии, Германии, Великобритании и на острове Тайвань. Примечателен, в том числе, киевский «Центр стеновой керамики». Это собрание насчитывает более полутысячи образцов, среди которых встречаются поистине уникальные — например, пёстрый польский кирпич с угольными включениями или немецкий каолиновый. В киевской коллекции представлена продукция французских, бельгийских, русских, эстонских и белорусских заводов, а также старинные кирпичи ручной работы. Остается надеется - когда в Киеве начнутся бои местного значения с применением тяжелого вооружения, чтобы кирпичи здания самого Центра не стали достоянием коллекционеров. Очень любопытна коллекция энтузиаста белорусского города Лида Алексея Чистякова . История коллекции тоже занимательна: первый свой экспонат Алексей отыскал возле замковых стен в Лиде. Строители чистили местное озеро и подняли огромную гору мусора, среди которой и находился кирпич со странным клеймом К. Алексей Алексеевич подобрал столь необычный камушек и тут понеслось. Сегодня в коллекции Чистякова более 300 экспонатов. Отдельная часть коллекции кирпичи, несущие на себе отпечатки прошлого. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты. Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что в Лиде появится настоящий музей кирпичей. Другие публикации Банников Денис. Комментарии. Популярное за неделю. Bentley Systems в Сингапуре: как создавался Музей искусства и науки. Открылся четвертый Детский Технопарк «ABSTRACT» Приглашаем организации и специалистов в области BIM-проектирования принять участие во Втором всероссийском конкурсе «BIM-технологии 2017» EcoStandard group представила экологический рейтинг районов Москвы за 2017 год. Итоговая бизнес-конференция «Новая эра рынка недвижимости: важнейшие изменения и прогнозы на 10 лет» Что делать, если повеяло неприятным запахом? Российскому пеностеклу не нашлось места на рынке. Зарегистрировано в качестве СМИ Эл № ФС77-68926 от 07.03.2017.



Кроме того, рекомендуем: